Evernote отделяет китайское подразделение и планирует его листинг

Компания Evernote демонстрирует довольно уникальный подход со стороны западных компаний, занимающихся бизнесом в Китае. Сервис для создания заметок Evernote  объявил о том, что он превратит свое подразделение в Китае в независимое юридическое лицо с «полной автономией» над своим бизнесом и услугами.

Evernote представила свой сервис Yinxiang Biji в Китае в 2012 году. Однако теперь этот сервис переходит к миноритарному акционеру с китайской управленческой командой. В рамках такого перехода к независимости, Yinxiang Biji провел раунд финансирования серии А от трансграничного фонда Digital Industry Fund. Размер полученных средств не сообщался.

Компания не озвучивает сроки завершения сделки, равно как и особенности управления будущей китайской компанией. Известно со слов Раймонда Тана (Raymond Tang), генерального директора Yinxiang Biji, что право собственности на бизнес будет разделено примерно одинаково между Evernote, китайскими инвесторами и командой управления стартапом. Кроме того, сообщается, что Yinxiang Biji как независимая компания подняла «несколько сотен миллионов юаней» инвестиций (для сравнения отметим, что 100 млн юаней составляют примерно $15 млн).

Evernote и Yinxiang Biji подписали двухлетнее соглашение и планируют тесно сотрудничать между собой. По словам операционного директора Evernote Эндрю Малколма (Andrew Malcolm), сделка также может быть расширена. Также он добавил, что превращение китайского подразделения в отдельную компанию было шагом, который он и руководство Evernote обсуждали, так только Малколм присоединился к Evernote в 2015 году.

Сервис Yinxiang Biji может похвастаться аудиторией в 20 млн зарегистрированных пользователей, которые создали более одного миллиарда заметок. Раймонд Тан сказал, что создание заметок в Китае на одного пользователя на 50% выше, чем у пользователей сервиса из других стран мира. Это говорит о том, что сервис пользуется популярностью у китайской аудитории.  Кроме того, бизнес Evernote в Китае вырос на 60% в год.

В более широком смысле, Малькольм сказал, что на долю китайского предприятия приходится около 10% мирового дохода Evernote, но он признал, что, несмотря на принятие местной стратегии с момента ее запуска, Yinxiang Biji будет иметь свободу для более активного продвижения своего бизнеса в качестве полностью независимой структуры. Это главным образом включает в себя построение функций, которые более характерны именно для Китая, таких как социальная интеграция и многое другое.

«Даже без некоторых запланированных и ожидаемых шагов, мы увидели интерес клиентов к продукту. Насколько мы можем быть более эффективными, если бы мы позволили китайской рыночной команде подумать о своем бренде, технологии и инновациях?», — сказал он.

Компания Evernote, возможно, была одной из самых успешных американских технологических компаний, которые отправились в Китай – в отличие, например, от Linkedin, который погряз в некоторых спорах. Тем не менее, компании все еще требуются некоторые изменения, поскольку существующий подход «не удовлетворяет запросы китайских пользователей по работе с сервисом. Клиенты из Китая хотят использовать Evernote не так, как в остальном мире», — резюмировал Малкольм.

Эту точку зрения поддержал Эрик Сюй (Eric Xu), партнер фонда Sequoia.

«Я убежден, что Yinxiang Biji еще больше покажет свой потенциал и начнет активно развиваться после отделения, отчасти благодаря возможности автономного принятия решений, а также полной локализации продукта. Более того, его бизнес-модель является основой для будущих трансграничных интернет-партнерств», — сказал Сюй в представленном заявлении.

Помимо влияния на сервис, у отделения есть и другая причина. Этот шаг высвобождает Yinxiang Biji для потенциального листинга, который, как признают Малькольм и Тан, является частью плана, поскольку китайские финансовые правила весьма строги. Среди них, например, требования относительно двухгодичной рентабельности компании перед выходом на биржу. Часть этого планируемого подхода включает новую структуру управления, которая превращает Yinxiang Biji в компанию, управляемую, в основном, китайцами, что тоже удовлетворяет определенные нормативные требования.

«Мы очень хорошо знаем, как далеко вперед нам нужно думать, чтобы стать публичными в Китае», — сказал Малкольм.

Раймонд Тан не исключает, что компания может выбрать и другие биржи, но когда это произойдет, — неизвестно. Оба руководителя отметили, что китайский рынок требует уникального подхода, и в этом случае Evernote понимает это и принимает его.

Когда-то компания Evernote оценивалась в более чем $1 млрд. У компании был определенный переходный период в течение последних нескольких лет после ухода сооснователя и генерального директора Фила Либина (Phil Libin) летом 2015 года. После Либина в компании работало много других руководителей. С тех пор компания спокойно закрепила свой бизнес за те годы, которые прошли под руководством генерального директора Криса О’Нила (Chris O’Neill), который ранее проработал десятилетие в Google.

В этом контексте такая деятельность на китайском рынке имеет большой смысл, поскольку она соответствует предыдущему режиму управления Evernote, но также вызывает вопросы о ближайшем будущем Evernote и потенциальном IPO. Сейчас компания ничего не говорит об этом, но было бы очевидным стать публичной основной компании перед размещением ее китайского подразделения.