Что такое IPO или первичное публичное размещение акций?

Первичное публичное размещение ценных бумаг (IPO) осуществляется частной компанией или корпорацией тогда, когда необходимо привлечь капитал, и для этого компания впервые публично предлагает к продаже свои ценные бумаги.

Зачастую на IPO выходят растущие компании, которым нужны дополнительные средства для расширения своего бизнеса, но на IPO могут пойти и крупные частные компании или корпорации, чтобы их акции торговались на фондовом рынке. В ходе IPO эмитент акций – компания, желающая привлечь капитал, заручается поддержкой андеррайтеров или инвестиционных банков, чтобы определиться, какой тип ценных бумаг лучше всего выпустить, по какой цене, какое количество акций и в какой срок следует разместить на бирже.

Есть и другие способы для компании выйти на биржу, кроме IPO. Например, компания может разместить свои акции на фондовом рынке путем прямого листинга или, другими словами, прямого публичного размещения ценных бумаг (DPO). Всякий раз, когда компания запускает IPO, этот процесс должен пройти ряд определенных этапов. Андеррайтер, выбранный компанией, обеспечивает проведение всех этих этапов:

  • Формируется внешняя команда IPO, состоящая из андеррайтера, юристов, сертифицированных аудиторов и экспертов из Комиссии по ценным бумагам и биржам.
  • Собирается информация о компании, в том числе информация о финансовых результатах ее деятельности и планируемой операционной деятельности в будущем. Вся эта информация становится частью проспекта эмитента ценных бумаг, который станет доступен для дальнейшей оценки.
  • Финансовые отчеты предоставляются для официального аудита.
  • Компания заполняет заявку на IPO для Комиссии по ценным бумагам и биржам и назначает дату размещения на бирже.

IPO и прямое публичное размещение

Прямой листинг, как это сделала компания Spotify в 3 апреля 2018 году, происходит когда компания впервые размещает свои акции на бирже и одновременно предлагает их к продаже любым заинтересованным лицам без ограничений. Прямой листинг не следует привычной схеме привлечения капитала на фондовых рынках, какой является IPO, так как прямой листинг не привлекает дополнительный капитал для компании.

Процедура привлечения дополнительного инвестиционного капитала (фондового или долгового) в ходе IPO с помощью услуг инвестиционных банков, как гарантов размещения, называется андеррайтинг. Банки устанавливают для IPO цену, обеспечивающую равновесие спроса и предложения в книге заявок, основываясь на совокупности данных о цене, которую готовы были бы заплатить институциональные инвесторы за акции компании, которой предстоит публичное размещение.